ПОД СЕНЬЮ МОГУЧЕГО ДРЕВА

(Мягков Б.С. Родословия Михаила Булгакова. М., 2003)


Автору книги не довелось подержать ее в руках: она вышла на рубеже 2003–2004 гг., уже после смерти Б. Мягкова. Как ни избито выражение «труд всей жизни», но в данном случае мы и впрямь имеем дело с чем-то подобным: исследованию булгаковской биографии Б. Мягков отдал более 30 лет. Причем подходил к проблеме максимально широко: Булгаков интересовал его не «в частностях», а «целиком». В 1993 г. увидела свет весьма познавательная книга Б. Мягкова «Булгаковская Москва»; осталась в рукописи практически законченная книга «Булгаковская Россия»; собран богатый материал для библиографического указателя по творчеству Булгакова. Из этой серии и «Родословия» – книга уникальная хотя бы потому, что выполнена в одиночку человеком, который не был «профессиональным» краеведом, однако сумел сделать куда больше, чем иные музейные коллективы.

Заботливо и кропотливо «выращенное» Б. Мягковым генеалогическое древо Булгакова имеет пять основных «ветвей». Главные, разумеется, те, что относятся непосредственно к происхождению писателя: отцовская (род Булгаковых) и материнская (род Покровских). Их сопровождают три «дополнительные» ветви – каждая из них посвящена родственникам одной из жен Булгакова (Т. Лаппа, Л. Белозерской, Е. Нюренберг). Что касается последующих поколений, они представлены потомками братьев и сестер писателя (у самого Булгакова детей, как известно, не было), а также детей его третьей жены, Елены Сергеевны, от предыдущего брака.

Собранный Б. Мягковым биографический материал занимает 350 страниц большого формата. Как поясняет сам автор, «количество персонажей Родословия Михаила Булгакова достигает почти трехсот человек (точнее, 273-х)». И практически о каждом сказано хоть несколько слов. А многим посвящены целые главы: таковы деды и бабки писателя по отцу и матери, его родители, сестры и братья (детей в семье было семеро) и т.д. Среди них люди как близкие Булгакову, так и не очень. Допустим, в отдельной главе говорится про Леонида Карума, мужа одной из сестер писателя, Варвары, – который послужил прототипом Тальберга в «Белой гвардии» и Днях Турбиных».

Б. Мягков стремился еще и «иллюстрировать» свое исследование: собрал колоссальный фотоматериал. Большая его часть (вероятно, не одна сотня фотографий) вошла в книгу, так что многих «персонажей» читатель увидит воочию. Фотографии напечатаны с приемлемым качеством (учитывая, что многие из них плохо сохранились) и удачно «вписываются» в общий дизайн – о нем тоже хочется сказать доброе слово. Чувствуется, что книга сделана с любовью: это относится и к макету в целом, и к гротескным графическим работам, которые легли в основу оформления обложки, форзацев и шмуц-титулов, пронизав книгу единым стилевым «лейтмотивом».

Наконец, подлинным украшением и полезнейшим элементом «Родословий» является грандиозная схема: родственные связи Булгакова представлены на большом листе мелованной бумаги размером примерно с газетный разворот. Читатель, потерявшийся в хитросплетениях судеб и вихре фактов (оно и немудрено – при таком-то количестве материала), обретает возможность привести все в систему. Ну а если возникнет ощущение, что некие линии остались «неохваченными», выход один: снова нырять в текст. Ибо такие книги, как труд Б. Мягкова, рассчитаны, конечно, не на однократное прочтение.

 

Книжное обозрение. 2004. 17 мая.



2012  ©   Яблоков Евгений Александрович